Пресса о нас

Кунгурское молоко немецкого качества

Для модернизации производства в пищепроме наиболее эффективен лизинг, считает Николай Огарков, директор ООО «РостИнвестЛизинг»

Начало постсоветского периода сопровождалось масштабным кризисом пищевой промышленности России. Общая экономическая нестабильность, устаревшее оборудование, дефицит сырья и оборвавшиеся производственные связи сделали невозможной полноценную конкуренцию с хлынувшим в страну потоком импортных продуктов.
Сегодня ситуация меняется. В отрасль пришли стратегические инвесторы, а передовые предприятия пищепрома проводят целенаправленную политику модернизации производства, поднимают уровень конкурентоспособности собственной продукции, наращивают объемы, расширяют ассортимент.
Региональный пример такой «реанимации» - молкомбинат «Кунгурский». При участии Западно-Уральского банка Сбербанка РФ и компании «РостИнвестЛизинг» собственники комбината смогли практически полностью обновить оборудование. Уже в августе наш регион получит молочную продукцию, соответствующую самым высоким требованиям международных стандартов.
Реализация этого проекта стала возможной благодаря механизму лизинга. О перспективах развития этого финансового инструмента для восстановления региональной промышленности корреспондент «ДП» беседовал с Николаем Огарковым, директором компании «РостИнвестЛизинг».
- Николай Федорович, по какому принципу вы отбираете проекты для финансирования? Как молочному комбинату удалось получить инвестиции?
- В этом случае подход к отбору клиента был нетрадиционным. Мы исходили прежде всего не из экономической выгоды, а из социальной значимости проекта. Решение о финансировании было принято руководством Западно-Уральского банка Сбербанка РФ. Самостоятельно мы, скорее всего, не взялись бы за этот проект - положение предприятия было достаточно непростым. Возможностей для финансирования и обеспечения кредита не было. После того как банк принял решение о финансировании, мы совместно приступили к поиску оптимальных схем для минимизации рисков. Была сделана полная оценка проекта, технологии, рынков сырья и сбыта. Мы провели переговоры с поставщиками оборудования и монтажной организацией, посетили Владимирский молочный завод, где работает аналогичное оборудование, оценили результаты модернизации.
Следует сказать, что это самый значительный проект в агропромышленном секторе региона за последние десять лет. До этого все молочное производство Прикамья находилось на уровне прошлого века - было морально и физически устаревшим. Применение предложенной технологии позволит перейти на качественно новый уровень выпуска готовой продукции.
В результате и Кунгур, и Пермь получат современную продукцию европейского качества. Есть и еще один важный момент: сегодня значительные объемы сырого молока из нашего региона скупаются соседями – Курганской и Свердловской областями. Это вызвано тем, что большинство наших предприятий работают на устаревшем оборудовании, следствием чего являются низкие закупочные цены и неконкурентоспособность на рынке сырья. Реализация проекта с Кунгурским молкомбинатом позволит получить продукт высокого качества и включить механизмы процесса восстановления отрасли.
- Насколько масштабные изменения проведены на комбинате?
- Оборудование обновлено практически на сто процентов - по сути, завод построен заново. В итоге предприятие выйдет на новые объемы производства продукции, значительно будет расширен ассортимент, увеличатся сроки хранения и снизится себестоимость. Результат – появление целого ряда конкурентных преимуществ.
Следующим после технологической и экономической оценки проекта решающим фактором была команда, которой предстояло заниматься реализацией проекта. Это были молодые целеустремленные профессионалы во главе с Дмитрием Скривановым.
- Сколько времени потребовалось для реализации проекта?
- У нас это заняло около полутора лет. У собственников молочного комбината ушло больше времени – им необходимо было разработать проект, провести предварительные расчеты.
- Скажите, а такой тщательный подход к выбору оборудования – обычная практика для лизинговой компании? Или вы уделили этому вопросу столь пристальное внимание потому, что проект был достаточно новый?
- Конечно, мы всегда тщательно оцениваем то, что покупаем. Однако в этом случае роль в выборе оборудования целиком принадлежит руководству молочного комбината. Они очень ответственно подошли к вопросу - на сегодня это самая современная технология, которая используется в Прикамье.
- При наличии каких критериев предприятие может рассчитывать на поддержку с вашей стороны?
- Приоритет – финансовая состоятельность предприятия. Второй момент – эффективность проекта. Третье – наличие профессиональной команды управленцев. Что касается сельского хозяйства, то здесь часто определяющую роль играет социальная значимость проектов. В таких проектах часто заинтересованы областная администрация и местные власти. И в конечном итоге это может обернуться компенсацией части ставок по кредиту, что повысит вероятность его своевременного погашения.
- Получается, что административный ресурс может играть значительную роль в модернизации предприятий сельского хозяйства и переработки?
- Он не только может, он играет эту роль. Очень многие проекты, реализуемые в нашем регионе, либо инициируются, либо внедряются при непосредственном участии областной администрации. Сельское хозяйство находится в плачевном состоянии, и самостоятельно оно вряд ли сможет подняться. Надо сказать, что дотации сельхозпроизводителям со стороны власти – это общемировая тенденция. Ведь здесь речь идет, в конечном итоге, о продовольственной безопасности государства. Поэтому в любой развитой стране правительство оказывает всестороннюю помощь производителям продуктов питания – финансовую, налоговую, административную.
- Рано или поздно любое предприятие достигает критической точки развития, когда производственные мощности используются на 100% и дальнейший рост возможен только вследствие модернизации оборудования. Насколько приблизились к этой точке предприятия регионального пищепрома? И какой может быть роль лизинга в решении этой проблемы?
- К ней приблизились предприятия не только пищепрома, но и многие промышленные. Для того же кунгурского молкомбината взять средства из оборота для развития производства не представлялось возможным. Получить банковский кредит для предприятия в такой ситуации – тоже нереально. Банку нужен ликвидный залог, да и сроки кредита, как правило, достаточно невелики.
Когда же реализуется схема лизинга, то риски минимальны и для банка, и для лизингополучателя, и для лизинговой компании. Даже в том случае, если проект окажется нерентабельным, оборудование останется в собственности лизинговой компании. В результате риски для банка снижаются очень существенно. Таким образом, лизинг оказывается едва ли не единственным реально работающим механизмом поднятия и промышленности, и сельского хозяйства.
Сельхозпроизводители и переработчики продукции с их сравнительно небольшими оборотами не являются для банка приоритетными клиентами. Мы же в настоящее время – один из крупнейших заемщиков в Пермской области, Коми-Пермяцком округе и Республике Удмуртия. Поэтому и сумма предоставляемого кредита может быть больше, что позволит провести более масштабную реорганизацию производства.
- Как бы вы оценили уровень развития региональной промышленности в целом?
- В большей части ее состояние сложное. Предприятия работают за счет износа основных фондов, ограничиваясь профилактическими ремонтами старого оборудования. Конечно, этап глубокого кризиса уже прошел – многие предприятия начинают вставать на ноги. Пример - Пермский ЦБК, который три года назад был банкротом. Сейчас предприятие сделало большой шаг вперед, объемы производства увеличились в десятки раз. Приятно осознавать, что в этом есть и наше участие - мы осуществляли поставку и установку нескольких технологических линий.
В целом можно констатировать, что эпоху кризиса Россия прошла. И лично мне кажется, что через два года нас ждет экономический бум, хотя экономические показатели напрямую об этом и не свидетельствуют.
- Можно ли говорить о том, что этот рост обеспечивается во многом за счет развития финансово-кредитных институтов?
- Безусловно, в последнее время были заложены основы для дальнейшего развития. Это касается и лизинга, и банковского сектора. Сформированы рыночные механизмы, законодательная база. Все вместе позволяет стране развиваться и двигаться вперед.
- Для сравнения - насколько велика роль лизинговых операций в США по сравнению с Россией?
- США – это страна, которая в принципе живет в долг. Это касается и предприятий, и населения, и страны в целом. Доля лизинга в инвестициях США составляет 30-40%, тогда как у нас около 5-7%. Но мы уверенно идем по этому пути, и думаю, что в итоге наши показатели будут сопоставимы.
Существует всего два основных пути привлечения средств: собственный и заемный капитал. Собственного капитала в необходимом количестве, как правило, нет, да и мировой опыт подсказывает - бурное развитие происходит с привлечением капитала. Механизмы же формирования заемного капитала остаются пока в недоразвитом состоянии. В результате у предприятий есть только два способа привлечения денег –банковский кредит и лизинг. Для высокоэффективных инвестиционных проектов используется лизинг, для этого и был принят закон о лизинге. Подтверждение этой эффективности - ежегодное увеличение объема сделок «РостИнвестЛизинга» в несколько раз, и этот год, я уверен, не будет исключением. Если раньше мы решали вопросы приобретения нескольких станков, то сегодня мы финансируем целые предприятия, ведущие и в своих отраслях, и в экономике Прикамья.

Автор: Андрей Денисенко

29.08.2005

 

Вернуться к списку статей